ИСТОРИЯКОНТАКТЫРЕКЛАМАПОДПИСКАРАСПРОСТРАНЕНИЕПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАПАРТНЕРЫВЫСТАВКИВАКАНСИИПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
 
 В этом разделе вы после регистрации можете разместить информацию о вашей продукции, а также найти интересующую вас продукцию
 
НОВОСТИ
 
Очередное приобретение Atlas Copco

Компания Atlas Copco подписала соглашение о приобретении Ekomak Group, турецкого производителя промышленных винтовых компрессоров, с целью укрепления своих позиций в этом регионе. Ekomak имеет сильные внутренние позиции в машиностроении, текстильной и обрабатывающей промышленности. Компания Ekomak была основана в 1992 году и насчитывает около 160 сотрудников. Она является частной компанией, доходы за последние 12 месяцев составили около 23 млн. евро ( 200 млн. шведских крон). Компания разрабатывает, производит и продаёт стационарные маслозаполненные компрессоры мощностью до 250 кВт , в том числе компрессоры с частотным приводом.  > читать далее

> все новости
 
 
СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ
 
 
Тематический раздел: Управление экономикой
Журнал: №8 за 2007 год

Стратегические цели развития экономики


Современное рыночное общество лишено единой идеологической цели. В статье 13 п. 1 Конституции России законодательно устанавливается идеологическое многообразие. Следствием этого конституционного принципа является целый веер социально-экономических установок для целеполагания при стратегическом планировании и прогнозировании экономики.

В условиях отсутствия единой идеологической цели процесс установления глобальных целей государства имеет существенные отличия от подхода, используемого в условиях господства единой идеологической установки, при котором совокупность всех целей, стоящих перед государством подчинена единой общей цели.

Без целеполагания не обойтись

В современной экономической науке проблема целеполагания рассматривается достаточно утилитарно и сводится не к формированию единственной, генеральной цели, а к установлению спектра, совокупности таких целей. При таком подходе возникает достаточно много трудностей при создании непротиворечивой и полной системы стратегических целей развития экономики, сбалансированной по ресурсам, учитывающей все вызовы современного мира, а также перспективные потребности развития России.

В общих чертах выбор целей государственной экономической политики определяется следующими факторами:

  • необходимостью регулирования рынка и рыночных отношений, а также решения тех экономических задач, которые требуют непосредственного вмешательства государства;
  • уровнем развития экономики страны, той стадией экономического цикла, на которой она в данный момент находится (например, в условиях кризиса и спада необходимо проведение стабилизационной политики, в условиях наметившегося роста - политики, направленной на его поддержание);
  • необходимостью решения социальных задач;
  • необходимостью отвечать на вызовы внешнего мира;
  • перспективами развития экономики государства.

На процесс формирования целей может оказывать влияние позиция конкретного правительства, общественное мнение, господствующие политические убеждения и установки.

Система целей государства должна отвечать условиям непротиворечивости, полноты охвата всех сфер экономической и социальной жизни общества, сбалансированности по ресурсам, срокам и иным условиям реализации.

В настоящий момент наша экономика после стабилизации вышла на траекторию экономического роста. Таким образом, цели присущие периоду проведения стабилизационной экономической политики, сменяются целями, реализация которых необходима для поддержания и стимулирования экономического роста.

Глобальные цели экономической политики государства являются долгосрочными и не зависят от уровня развития и стадии экономического цикла, на котором находится в данный момент экономика России. Эти цели определены в Конституции России и составляют основу ее экономической системы. Они носят комплексный стратегический характер и могут быть (полностью или частично) положены в основу построения системы целей, составить ядро целей ее верхнего уровня. Их достижение должно быть обеспечено соответствующей деятельностью государства (решением соответствующих задач, выполнением комплекса мероприятий, обеспеченных необходимыми ресурсами). Комплекс подцелей, задач и инструментов достижения целей может варьироваться, поскольку в разных условиях одни и те же цели достигаются различными путями, однако сами цели остаются стабильными и неизменными как основы построения существующей экономической системы. Таким образом, теоретически возможно построение альтернативных вариантов системы целей государства, основанных на одной совокупности целей первого уровня.

Выработка системы целей

Стратегическими целями государства, вытекающими из основ конституционного строя России, являются:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечение верховенства закона на всей территории России;
  • обеспечение целостности и неприкосновенности территории России;
  • обеспечение единства системы государственной власти и равноправия всех субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  • обеспечение единого для всех гражданства в соответствии с федеральным законом;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • обеспечение охраны труда и здоровья людей;
  • обеспечение гарантированного минимума заработной платы;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий и пособий и иных гарантий социальной защиты;
  • обеспечение гарантий единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности;
  • обеспечение защиты всех форм собственности;
  • обеспечение охраны земли и природных ресурсов;
  • обеспечение и защита прав и свобод граждан (обеспечение равенства перед законом и судом, охраны чести и достоинства человека, права частной собственности, права на предпринимательскую деятельность, жилище, социальное обеспечение, трудовую деятельность, медицинскую помощь и охрану здоровья, образование);
  • обеспечение собираемости налогов, придание налоговой системе характера, не угнетающего экономическую деятельность;
  • укрепление обороноспособности страны и реформирование армии в условиях обострения демографических проблем и усиления внешних вызовов.

Сегодня все эти цели выглядят крайне актуально.

Теоретический подход к выработке целей экономической политики государства разработан Я. Тинбергеном. По Тинбергену, общие условия, влияющие на процесс выработки целей, следующие:

  • внешнеполитическое и внутриполитическое давление;
  • институциональные ограничения;
  • влияние экономических теорий;
  • меняющиеся практические задачи.

При этом выбор конечных целей осуществляется исходя из максимизации общественного благосостояния. На следующем этапе функция общественного благосостояния трансформируется в целевые показатели, которые соотносятся имеющимися в распоряжении правительств инструментами достижения целей.

За пределами модели Тинбергена остаются следующие существенные моменты: функция благосостояния задается экзогенно, следовательно, набор стратегических целей, а также приоритетных на данном этапе развития целей формируется на основе преимущественно экспертных проектировок, поскольку необходимо учесть очень большое количество неформализуемых факторов и конкретных особенностей.

Трудность здесь состоит в том, что целеполагание остается за гранью процесса управления. Все исходит из наличия целей, из их экзогенной заданности. Единственный ориентир - функция социального благосостояния. Но после того как цели уже выбраны, процесс становится более или менее формализуемым - целевые показатели, политические инструменты, связывающие их механизмы.

При увязке целевых показателей с инструментами их достижения возникают определенные трудности:

  • существующих инструментов может быть недостаточно для достижения всех целевых показателей;
  • влияние некоторых инструментов на достижение целевых показателей может быть связано с неопределенностью;
  • для достижения одной цели могут быть использованы альтернативные инструменты.

Если наличных инструментов недостаточно для достижения целей, необходим компромисс: определяется функция социальных потерь, отражающая общественные издержки в результате отклонения целевых показателей от их оптимальных значений и выбираются значения целевых показателей, минимизирующие социальные потери.

Неопределенность может быть двоякого рода:

  • аддитивная неопределенность (связана с экзогенными факторами, например, плохая погода). Такая неопределенность не оказывает значительного влияния на выбор оптимальной политики;
  • мультипликативная неопределенность связана с эффектом влияния инструмента на цель - здесь требуется более взвешенная и осторожная политика при использовании инструментов.

Процедура построения системы целей

Процедура построения системы стратегических целей должна включать в себя следующие основополагающие моменты:

  • выбор целей первого уровня, охватывающих весь спектр направлений деятельности государства;
  • декомпозиция и проверка целей на непротиворечивость и полноту охвата проблемы;
  • декомпозиция целей до уровня конкретных задач, увязка с инструментами и ресурсными ограничениями;
  • определение целевых показателей, на основе которых осуществляется оценка уровня достижения поставленной цели;
  • выбор конечного числа приоритетных целей на основе заранее сформулированного критерия;
  • разработка механизмов и процедур межведомственного взаимодействия, а также увязка регионального аспекта целеполагания с целями субъектов бюджетного планирования.

Система целей должна обладать следующими свойствами:

  • сбалансированностью (цели одного уровня должны быть совместно реализуемыми, при этом цель строго равна сумме подцелей);
  • не содержать противоречащих и исключающих друг друга целей;
  • полнотой (цели верхнего уровня полностью покрывают весь спектр проблем, стоящих перед государством);
  • декомпозиция цели должна полностью раскрывать ее содержание (цели более низкого уровня иерархии не должны содержать логических пропусков по отношению к целям предыдущего уровня - при суммировании целей более низкого уровня иерархии получаются цели предыдущего уровня);
  • соответствовать потребностям общества и реальным функциям государства,
  • реализация целей должна быть обеспечена необходимыми ресурсами;
  • отражать перспективы, вектор развития экономики и социальной сферы;
  • в системе целей могут присутствовать взаимосвязанные и взаимозависимые цели;
  • степень достижения целевых показателей должна реалистично характеризовать степень достижения цели.

Разработка дерева целей

При разработке дерева целей, при их детализации, цели переходят в задачи, которые имеют конкретные формулировки и достаточно узкую направленность.

Цели первого уровня должны определяться конституцией государства. Возможен иной вариант определения совокупности целей первого уровня: экспертным путем выявляются наиболее острые проблемы, которые на данном этапе стоят перед экономикой страны, затем они ранжируются по определенным правилам, и из них выделяется совокупность целей первого уровня.

Декомпозиция целей на цели второго и последующих уровней до разбивки по показателям достижения с увязкой по ресурсам осуществляется с учетом:

  • содержания поставленной цели;
  • стадии экономического цикла и тех задач, которые вытекают из его макроэкономических характеристик;
  • достигнутого уровня развития экономики;
  • перспективных направлений развития и геополитических вызовов;
  • реальных возможностей экономики и объективно существующих макроэкономических ограничений.

Декомпозиция целей осуществляется по правилам построения дерева целей, т. е. суммирование целей n+1 уровня дает цели n-уровня.

Особенности текущего этапа построения системы целей:

  • переход от целей стабилизации к целям экономического роста;
  • упор на качество экономического роста, изменение его структуры, обеспечение инновационного, высокотехнологичного и наукоемкого пути развития;
  • социальная ориентация системы целей.

Цели, входящие в состав системы, не равны по значимости и актуальности их реализации. Одновременное достижение всех целей невозможно в силу ограниченности ресурсов. Поэтому из системы целей необходимо выбирать наиболее значимые для данного конкретного момента времени и выполнять их в первую очередь. Эти цели называются приоритетными. Приоритеты диктуются условиями, в которых находится в данный момент времени экономическая система. Их можно определить как узловые точки или узкие места экономической системы, как препятствия экономическому росту, которые нужно устранить в первую очередь, либо вообще как цели, от которых зависит выживание экономической системы. Приоритетные цели определяются в настоящий момент в программных документах правительства и президента.

Приоритетные цели должны формироваться как ответ на внешние и внутренние вызовы, целевые установки по ликвидации узких мест и кризисных явлений в экономике, обеспечение развития прорывных перспективных направлений, сообщающих экономике стратегические преимущества. Приоритетные цели - то, что нужно сделать в первую очередь, для того чтобы двигаться дальше.

Критерий выделения приоритетных целей должен быть напрямую связан с особенностями данного этапа функционирования экономики и состояния социальной сферы. Он должен отражать либо важнейшие потребности данного этапа, выделенные точки роста, либо острые проблемные зоны, зоны социального или экономического напряжения, зоны противоречий, либо актуальные геополитические проблемы. Процедура выделения приоритетных целей носит качественный аналитический характер. По форме это итеративный процесс с участием экспертов.

Критерий выделения приоритетных целей не может быть чисто формализованным, он должен иметь, скорее, вербальный характер, но содержать ряд характеристик. Например, приоритетной целью Правительства РФ на данном этапе развития признается цель, отвечающая следующим условиям:

  • актуальность и срочность;
  • объективная необходимость;
  • высокая степень влияния на все сферы общественной и экономической жизни;
  • конкретность и четкость. Ее недостижение приводит к резко отрицательным последствиям для экономики страны в целом в обозримом будущем или даже в ближайшей перспективе.

Для формирования перечня приоритетных целей при помощи критерия, поскольку он не является чисто формальным, необходима экспертная итеративная процедура его применения, алгоритм отбора приоритетных целей (на основе имеющейся системы стратегических целей, но это не исключает внесения дополнительных целей, ранее не отраженных в системе, поскольку она должна быть открытой).

Примерный алгоритм экспертной процедуры отбора приоритетных целей:

  1. Формирование экспертных групп.
  2. На основе анализа системы целей Правительства РФ, а также стратегических документов, с учетом критерия отбора приоритетных целей, каждый эксперт формирует индивидуальный перечень приоритетных целей с указанием предметной области (цели более высокого уровня), к которой относится данная приоритетная цель, и с указанием ранга конкретной цели (ранги могут быть дробными, могут повторяться в тех случаях, когда, по мнению эксперта, цели одинаковы по значимости).
  3. Индивидуальные экспертные карты с ранжированным перечнем приоритетных целей подвергаются обработке, на основе которой формируется некий обобщенный по определенным правилам перечень приоритетных целей.
  4. Для выработки окончательного варианта (при наличии противоречий, которые не могут быть автоматически сняты) может быть проведено совместное заседание членов экспертной группы.
  5. Для выработки окончательного варианта целесообразно проводить широкие обсуждения с привлечением помимо специалистов представителей общественности.

Количество приоритетных целей не должно быть слишком велико, в противном случае теряется смысл их выделения. Целесообразно установление верхней границы числа приоритетных целей: не более 10-15. Если число приоритетных целей превышает указанный предел, то происходит распыление ресурсов, снижается эффективность достижения поставленных целей.

Ирина Федорова,
Александр Виссарионов

д.э.н., зам. директора ГУ ИМЭИ
ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ
 
№ 12 за 2012 год

Журнал № 12 за 2012 год

  > читать далее


РЕКЛАМА
 
 


Rambler's Top100
счетчик трафика сайта blacksinglesconnection
Авто/Мото, техника sites
 
 
ИСТОРИЯКОНТАКТЫРЕКЛАМАПОДПИСКАРАСПРОСТРАНЕНИЕПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАПАРТНЕРЫВЫСТАВКИВАКАНСИИПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
 
Все товарные знаки и торговые марки являются собственностью их владельцев Вопросы, замечания, предложения по дизайну и работе сайта присылайте Вебмастеру

© 1995-2006 Группа «Эксперт»
Создание сайта - агентство "АИСТ КОМБО"